Рациональность в сочетании с иронией, функциональность – с выразительностью: творчество Акилле Кастильони повлияло не только на итальянский послевоенный, но и современный дизайн в целом. В этой статье мы расскажем о творческом пути художника и его наиболее значимых работах.
Акилле Кастильони родился в 1918 году в семье миланского скульптора. Двое его старших братьев, Ливио и Пьер Джакомо, получив архитектурное образование, в конце 30-х годов открыли дизайн-бюро. Акилле, также отучившийся к 1944 году на архитектора, присоединился к ним и в период 1952-1968 гг. творил вместе с Пьером Джакомо (Ливио предпочел работать отдельно).

Акилле Кастильони охотно делился своими знаниями с молодежью и нередко предлагал начинающим дизайнерам поработать вместе. В 70-х он преподавал архитектуру и дизайн в Туринском Политехе, а в 80-х и начале 90-х – в Миланском. Студенты обожали харизматичного Кастильони за экспрессивную манеру преподавания. Рассказывая о сочетаниях формы и функциональности, Акилле показывал интересные предметы со всего мира, которые приносил в «волшебной» черной сумке.
Круг интересов Акилле Кастильони был крайне широк – от интерьерного и промышленного дизайна до выставочной сценографии и восстановления зданий. Мастер оставил богатое наследие: более 150 объектов – от мебели и светильников до радиоприемников и пылесосов. Причем многие из них продолжают выпускаться и сегодня на радость ценителям оригинального дизайна.

Торшеры Luminator, Taccia, Arco
Знаменитый торшер Luminator относят к группе работ братьев Кастильони в стиле минимализм. Дизайн этого светильника прост, как детский рисунок. К одному концу металлической трубы прикреплена луковицеобразная лампочка без абажура, а к другой – изящная тренога. Торшер отражает творческое кредо тандема Castiglioni: «минимум средств – максимум результата».


Taccia – одна из любимых работ самого Акилле и, по его словам, Mercedes в мире светильников. Конструкция максимально проста: лампочка помещена в основание, под покрытый алюминием плафон из выдувного стекла. Плафон можно наклонять, чтобы регулировать направление мягкого отраженного света. Taccia производится в разных размерах, и ее можно использовать как настольную лампу либо торшер.


Торшер Arco – пожалуй, самое знаменитое и популярное творение братьев Кастильони. Его считают самым часто подделываемым объектом дизайна в мире. Этот светильник можно увидеть не только в домах знаменитостей, но и в многочисленных киношедеврах, включая такие фильмы, как «Люди в черном», «Железный человек», «Трон: Наследие», «Трансформеры», «Счастливое число Слевина», «Бриллианты навсегда», «Сумерки», а также сериалы «Американская семейка», «Белый воротничок», «Американская история ужасов», «Бесстыдники» и многие другие.
По словам Акилле, прототипом для Arco послужил уличный фонарь. Глядя на него, кажется, что в светильнике нарушен закон баланса, и он вот-вот должен упасть. Но этого не происходит благодаря тяжелому мраморному основанию (оно весит 65 кг). Для удобства переноски дизайнеры снабдили этот блок сквозным отверстием, в которое можно вставить палку.


Стулья Mezzadro и Sella
Стулья Mezzadro и Sella - объекты коллекции Ready-made, в которых новую жизнь приобретают предметы повседневного быта. Оба были разработаны в конце 50-х и принесли им известность. Однако изначально критики восприняли их неоднозначно, да и компания Zanotta, для которой они были разработаны, запустила их в серийный выпуск лишь в 70-х годах.
Парадоксальный табурет Sella (итал. «седло») сделан из велосипедного сиденья, прикрепленного к полукруглой опоре из чугуна. Акилле говорил, что это стул для разговоров по телефону: чтобы сидеть, но одновременно двигаться.
Стул-табурет Mezzadro был собран из тракторного сиденья, деревянной подставки в форме ручки от штопора и пружинящей металлической детали (тоже из трактора).


Столик Cumano и стеллаж Joy
Кофейный столик Cumano входит в группу Redesigned Objects – это давно существовавшие объекты, которые подверглись переделке и получили новое решение. Классический журнальный столик стал складным, а еще приобрел отверстие у края столешницы, за которое его можно переносить либо даже вешать на стену в качестве декора.


Еще один пример переделанных объектов – стеллаж Joy. На стальной стержень нанизаны несколько деревянных полок. Эти консоли можно повернуть в любую сторону, создавая любые композиции, благодаря чему стеллаж можно как поставить у стены, так и разместить прямо посреди комнаты.


Кресло Sanluca
Это кресло – новая интерпретация классики, от которой ему досталось мягкое сиденье, объемные подлокотники и спинка с подголовником. В то же время Sanluca отличается новаторской формой и эргономикой. Уникален и процесс изготовления – спинка, сиденье и подголовник производятся по отдельности и соединяются только на финальном этапе.
