Пути Драги Обрадович и Аурела К. Базедова, партнеров по жизни и профессии, имеют одну и ту же отправную точку – Академию изящных искусств. Поначалу каждый шел своей дорогой, но повороты судьбы и случайные (или неслучайные) встречи привели их к основанию в 2007 году одной из самых интересных дизайн-студий последнего времени. Драга Обрадович по воле случая открыла для себя текстильный дизайн и поняла, что в нем удивительным образом соединились все ее таланты, вдохновения, наклонности и увлечения: ручка и бумага, цвет, материалы. В то же время творческий подход Аурела Базедова всегда заключался в междисциплинарном использовании различных областей искусства, таких как музыка и живопись.

«Текстильный дизайн дал мне очень много, но в какой-то момент моя творческая жилка иссякла, и я думала, что этот кризис приведет меня к полной смене курса. Я сделала небольшой перерыв, а потом, направив свое творчество в правильное русло, создала ткань, которой мы стали обтягивать наши стулья, кресла, диваны. Мы не знали, куда идем, всё началось как игра», — объясняет Обрадович.
Déshabillé и Heritage
Драга и Аурели стали своеобразными пионерами вторичной переработки мебели. Страсть дизайнеров к винтажным и вышедшим из употребления предметам обстановки вскоре стала философией. От заново изобретенной винтажной мебели, покрытой «испорченными» тканями и декоративной графикой, они перешли к другим эпохам, таким как XIX век, оставаясь верными своей миссии: дать вторую жизнь старинным предметам в соответствии с личной интерпретацией.


«Нам очень нравилось работать с предметами мебели, которые мы искали в местных комиссионных магазинах и на рынках. Но кроме этого мы также принимали в мастерской вещи других людей. Мы предложили такую возможность гостям по случаю открытия нашей студии на улице Виа Феррари в Комо. Мы подготовили несколько метров ткани. Вы не представляете, как я удивилась, увидев возле нашей студии целую очередь. У каждого пришедшего были свои вещи, из которых они хотели сделать что-то новое, по своим идеям и предпочтениям. Мы не совсем осознавали, что именно делаем, но не собирались отступать».
Творчество Draga & Aurel приняло неожиданный поворот, когда они столкнулись со смолой. Это был своего рода зов, как нравится говорить Обрадович, на который они оба сразу ответили. Сначала этот необычный материал использовал Базедов. Смола стала отличительной характеристикой его больших картин, созданных в результате наложения различных элементов: старинных ковров, пигментов, цемента, рисунков и, конечно же, смолы.
Переработка бывшей в употреблении мебели сделала шаг вперед, когда дуэт начал наносить слои смолы на поверхности буфетов, шкафов и ящиков. Играя с цветами, оттенками и сиянием смолы, они создали Heritage, свою вторую коллекцию уникальных произведений искусства, восстановленных вручную.


На самом деле искусная ручная работа является характерной чертой всех проектов Draga & Aurel, отличавшей их с самого начала творческого пути. Начиная с академического образования и вплоть создания студии коллекционного дизайна их продукция отражала разнообразный опыт, в котором первостепенную роль играли художественные знаки и ручная работа. Искусство перкуссии – излюбленного инструмента Базедова – также отражено в нанесении краски и смолы на его настенные работы, которые одновременно материальны и концептуальны, конкретны и поэтичны».
Transparency Matters
Со временем у пары возникло стремление к экспериментам и созданию новых проектов с нуля. В них смола не просто покрывает поверхности предметов мебели, изготовленных другими людьми, а становится структурным элементом, часто вступающим в диалог с другими материалами, такими как бетон, бронза, латунь и литое стекло. Коллекция Transparency Matters, представленная в 2019 году на Неделе дизайна в Милане, стала для дуэта художников новым вызовом.
«Мы заставили этот материал работать в толщине. К этим произведениям добавляется игра слов: приставка «trans» меняет смысл вещей, а слово «matters», имеющее двойное значение, обозначает важность как предмета, так и его материальности и прозрачности. Цветная смола играет роль фильтра, через который можно смотреть на мир», — объясняет Обрадович.

Создание изделий из смолы требует структуры, навыков и определенных условий – таких как правильная температура и специальные инструменты. С годами студия Draga & Aurel расширилась как с точки зрения персонала, так и с точки зрения площадей, привлекая квалифицированных производителей и открыв лабораторию, предназначенную для тонкой и сложной обработки этого материала.
Алхимики дизайна
В последней коллекции Draga & Aurel очевидны отсылки к итальянским и зарубежным художественным течениям: к Arte Povera, что живет в их тактильных и фактурных работах, а также к минимализму Дональда Джадда и Дэна Флавина, вдохновивших дизайнеров на создание ламп Joy и Jud, и др.
«Что-то мы включаем осознанно, например, наше увлечение 70-ми годами, а что-то всплывает само – то, что нами когда-то подавлялось, но все равно проявляется, подобно воспоминаниям о прошлом. Например, я выросла в Югославии в окружении бетона. Мне категорически не нравилась брутальная архитектура, но со временем мы поняли, что у нее есть и своя впечатляющая эстетика», — говорит Обрадович.

Сочетая брутализм с прозрачностью и яркостью смолы, они начали процесс поисков и сублимации, рисуя на своем происхождении тяжелые, мрачные реалии. «Кто-то даже назвал нас за это «алхимиками». Этот дуализм проистекает из того, что в проекте Draga & Aurel живут и дополняют друг друга две души. Они общаются посредством одних и тех же материалов, используя целостный подход.
Хотя между дизайнерскими объектами Обрадович и произведениями искусства Базедова нет эстетической или концептуальной взаимозависимости, обмен между двумя художниками отражается в визуальной связности, а также в хроматическом и материальном диалоге, который особенно заметен в выставочных композициях и в том, как они работают со светом и окружающей средой.
Магнетизм стиля
С 2007 года Draga & Aurel сотрудничает с известными международными дизайнерскими брендами. Среди них Baxter, Wall&Deco, Gallotti&Radice и Visionnaire. Благодаря плодотворному партнерству с двумя последними они получили премию Archiproducts Design Awards 2022 за витрину Soda и кресло Aries. Сила этого динамичного дуэта, безусловно, заключается в их оригинальном видении, проистекающем из их разнообразного опыта и врожденного любопытства, которое направляет их интуицию и творческий выбор.
«Мы не обучались продуктовому дизайну, но нам интересно применять наш художественный дух в мире мебели. Со временем мы узнали, что можно сделать, что можно предложить, мы понимаем, подходит ли объект для деловой среды или для мира коллекционного дизайна», — объясняет Обрадович.


2022 год стал годом успехов и новых начинаний для дизайнерского дуэта, включенного Architectural Digest в число 100 международных имен, за которыми следует следить в 2023 году. К этим достижениям можно добавить, среди прочего, сотрудничество с галереей Nilufar по случаю Недели дизайна в Милане в 2023 году, участие вместе с Galerie Philia в фестивале дизайна на озере Комо и с галереей Rossana в Nomad Capri.
Магнетизм их стиля, отражающего многочисленные творческие влияния и, следовательно, сложно формулируемый, на протяжении многих лет привлекал внимание прессы и критиков. Он также вызывает стойкий интерес у дизайнерских компаний и коллекционеров, которые находят в их произведениях – на полпути между искусством и дизайном – множество значений, визуальных и обращенных к чувствам предложений.


«Нас трудно как-то однозначно определить, и мы не против, ведь это действительно сила. Как сказала бы Патти Смит, мы «просто дети». Мы играем, нам нравится что-то создавать, и мы не задаем себе лишних вопросов. Мы постоянно двигаемся вперед, но где именно закончится наш путь, пока неизвестно». Посмотреть и заказать товары Draga & Aurel можно здесь.