Немецкий дизайнер освещения Инго Маурер умер – но его свет продолжает жить. И эти десять творений сияют ярче всех.

Инго Маурер умер в октябре 2019 года, в возрасте 87 лет, и мир дизайна потерял одного из своих величайших художников. Немецкий дизайнер был не только эпонимом ошеломляюще успешного бренда освещения, но и гениальным поэтом света. В его работах сквозит восхищение природой и человечеством, они будто бы движимы собственной внутренней энергией.
Художник развешивал вокруг лампочек накаливания плеяды кружащихся бабочек, рассыпал рыбацкими сетями ослепительные кристаллы, подкидывал в воздух осколки фарфоровой посуды под названием Porca Miseria! (по-итальянски «Черт подери!»). Его мастерство, казалось, часто противоречило поразительной продуктивности его бренда: каждый год, будь то выставка Euroluce или Light + Building, стенд Инго Маурера изобиловал бесчисленными инновациями, как эстетическими, так и технологическими. Он мог сотворить чудо из простых материалов – от алюминиевых трубок до латексных перчаток, – одновременно тестируя новейшие светодиодные технологии.
У Маурера было много шедевров, и каждый из них – трогательная ода силе света и красоты. Мы расскажем о 10 наших любимых светильниках Инго Маурера.
Смелые эксперименты
Легенда гласит, что Маурер изменил название одной из своих самых известных люстр (первоначально названной «Забриски-Пойнт» в честь фильма Микеланджело Антониони 1970 года, известного концовкой с замедленным взрывом), услышав бурную реакцию на нее пары итальянцев. Вызывая ассоциации с кухонным бедствием эпических масштабов, каждая люстра Porca Miseria! (впервые представленная в 1994 году) является частью ограниченной серии. Это творение четырех мастеров, которые разбивают молотками фарфоровую посуду, а после соединяют осколки со столовым серебром в уникальную композицию.

Коллекция Zettel'z, в которую входят Zettel'z 5 1997 года (слева) и гораздо более поздняя версия, дань уважения художнику-дизайнеру Бруно Мунари (справа), изготовлена из нержавеющей стали, термостойкого матового стекла и японской бумаги. В оригинальной модели бумажные листы включают 31 фрагмент с печатью и 49 пустых, которые так и зовут что-нибудь на них написать или нарисовать. В версии Munari представлен иллюстрированный алфавит легенды итальянского дизайна, перепечатанный с графикой из азбуки Bruno Munari’s ABC, опубликованной в 1960 году.


Над проектом Tu-Be Lüster Маурер сотрудничал с Роном Арадом, мастером изгибания металлов под свои нужды. Светильник, представленный в 2007 году, состоит из 93 алюминиевых трубок, подвешенных к потолочной панели. Композиция сдержанно отражает, преломляет и рассеивает свет.


Птицы и бабочки
Серия Lucellino (маленькая птичка) – часть давнего увлечения Маурера превращать обычные вкручиваемые лампочки в порхающих птиц. Стеклянная колба с латунной фурнитурой украшена выполненными вручную крыльями из гусиных перьев.


Птицы и бабочки для Маурера были едины. Люстра Butterflies Dreaming 2018 года производит грандиозное впечатление – 40 см в диаметре и 70 см в длину – благодаря своему простому дизайну. Стеклянный шар из выдувного муранского стекла окружен бабочками ручной работы.


Вызов скуке
Эта подвесная конструкция, созданная в честь легендарного фотографа Мана Рэя, была представлен в 2009 году. Она стала частью изысканий Маурера, проведенных в то время, когда он работал над внутренним оформлением классического здания в стиле Вильгельмини. В ней также отражено и то, как с помощью своих дизайнов и инсталляций мастер преобразовывал целые интерьеры, в том числе на старинной винодельне в Джорджии.

Этот причудливый проект был представлен на выставке Light + Building 2018 и доступен также в версии с несколькими лампочками на кончиках пальцев. Как и у Porca Miseria! почти четверть века назад, в светильнике использовался обычный предмет – резиновая перчатка – с целью бросить вызов отполированному лоску самого современного дизайна. Или, как выразился сам Инго Маурер, «Противоречивый, свободный от скованного мышления и скуки вездесущих повторяющихся дизайнов».


Традиции и инновации
В 2006 году Маурер изучал зарождавшуюся тогда технологию органических светодиодов. Работая с OLED-модулями Merck, он создал серию светильников, которые придают плоскому гибкому материалу различные формы, включая представленный здесь «экспериментальный осветительный объект» Flying Future. В 2008 и 2010 годах Инго Маурер адаптировал Flying Future с помощью модулей Osram Opto Semiconductors и Novaled.
Светильник Yoruba Rose, созданный в 2017 году в сотрудничестве с Дагмаром Момбахом, вдохновлен японскими фонариками. Его абажур – это лист бумаги, изготовленный по особой технологии в студии Момбаха и растянутый в круглую форму с помощью легкой металлической проволоки. Хотя источником света является светодиод, тепло бумаги придает освещению более глубокий оттенок, похожий на свет лампы накаливания.


Lacrime del Pescatore (по-итальянски «слезы рыбака») – романтичный потолочный светильник, выполненный из трех слоев нейлоновой сетки разного размера и украшенный 385 кристаллами. Он был представлен в 2009 году. После кончины Инго Маурера этот плачущий шедевр выглядит особенно трогательно. Поэзия, красота и романтика – Маурер вложил в свою работу все, что у него было.